Современное поколение детей отличается независимостью и четким осознанием своих потребностей с раннего возраста.
Поэтому старая советская схема «надо — значит надо» уже абсолютно неэффективна. Более того, бессмысленное в данном контексте слово «надо» скорее оттолкнёт ребёнка от занятий музыкой. И требованиями прилежности и послушания взрослым ничего не добиться.
Для современного ребёнка, как и для любого сознательного взрослого, имеет смысл только формула «хочу — значит надо». То есть, если у ребёнка будет твёрдое «хочу», то как следствие будет и «надо».
А это значит, что задача настоящего педагога — поддерживать и развивать в ребёнке именно желание заниматься ✅.
Конечно, это гораздо сложнее и тоньше, чем просто заставлять и давить. Но и результативнее. Потому что любой уважающий себя человек не потерпит давления, раздражения и тем более крика.
Как же вызвать у ученика это желание?
Необходимо, чтобы с самими занятиями музыкой у него было связано как можно больше приятных и радостных ассоциаций.
И здесь мы должны работать с самыми различными уровнями его восприятия.
Приведём лишь несколько пунктов, которые могут вызвать эти ассоциации:
ИНТЕРЕС К УРОКУ
Это устаревшее представление, что высоких результатов можно добиваться только путём монотонной и мучительной работы.
Любое, даже сложное и скучное задание можно преподнести в ИГРОВОЙ и нестандартной форме, сделать так, чтобы ученик сам захотел его выполнять ещё и ещё. ⏩
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ УЧЕНИКА
Если ученик (как ребёнок, так и взрослый) знает, что у него получается, и получается хорошо — то у него повышается самооценка и вера в себя. А осознание собственного успеха и значимости вызывает поток положительных эмоций у каждого человека.
Вот почему для педагога важно обращать внимание на любую успешно выполненную задачу, даже если она на первый взгляд кажется незначительной. Хвалить, подбадривать, подчеркивать наличие способностей у ученика — это проверенный способ повысить у него желание заниматься. ⏩
ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Да, наличие хорошего контакта и доверия к педагогу может играть решающую роль.
А чтобы вызвать доверие ученика, необходимо отказаться от модели «надсмотрщик — раб», и всячески демонстрировать уважение и доброжелательность к ученику. Быть на его стороне, поддерживать его интересы (а не навязывать свои!), помогать в их реализации. ⏩
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ МУЗИЦИРОВАНИЯ
Конечно, если даже самому мотивированному ученику задавать пьесы, не вызывающие у него эмоционального отклика, то очень быстро желание заниматься музыкой сойдёт на нет. Поэтому важно сначала выяснить, какая музыка нравится ученику настолько, что он готов потрудиться и выучить её.
Есть ещё множество факторов, с которыми можно работать, но даже если соблюдать 4 вышеперечисленных установки — то проблема лени отпадёт сама собой.
А если у ученика есть желание трудиться — то результат неизбежен ????????.
Автор текста — Татьяна Безменова
(основатель и главный наставник МузКурсы. рф)