Музкурсы.рф
Татьяна безменова

Нужна ли современным детям музыкальная школа?

Учить ли ребенка музыке, даже если он говорит «ненавижу музыкалку»? Заставлять или нет?
Сторонники консервативного подхода считают, что необходимо заставлять детей заниматься, силком тащить их в музыкальную школу, даже если они сопротивляются.

И обязательно играть Баха, этюды Черни и прочие хрестоматийные варианты, даже если ученику эта музыка непонятна и вызывает отторжение и скуку.

Конечно, музыкальное обучение необходимо каждому. Без занятий музыкой не может получиться гармонично развитая личность, это еще в 19 веке поняли, а то и раньше.

«Молодежь нынче не та» - утверждают педагоги государственных музыкальных школ.
С молодежью все хорошо, это нам пора меняться. И учиться у них.
К счастью, нынешнее поколение детей четко понимает свои потребности. И с младенчества отстаивает свои личные границы, свое достоинство. Методы насилия и жесткого давления на них не срабатывают. Да, беспрекословным послушанием они не отличаются. И когда им говоришь «надо», они всегда спрашивают: «а зачем — надо?».

Но разве это плохо? Плохо, что у нас растет поколение, где каждый ребенок - личность? Неужели надо калечить их психику битьем по рукам и оскорблениями за невыученную домашку, которые приходится терпеть от выгоревших педагогов? Лишать прогулок с друзьями, компьютерных игр (которые, кстати, тоже очень развивают!), простых детских радостей просто потому, что кому-то «надо»?

Да нет. Надо просто поменять принцип, выстроить систему заново. Это долгий и нелегкий труд, но тут главное — желание.

«Надо — значит надо» — придется оставить для динозавров, увы. Единственный принцип, на котором может строиться нормальное музыкальное обучение, без травм и слез, без скандалов и поломанных судеб — это «ХОЧУ — значит надо».

И тут задача преподавателя, да и родителя — сделать так, чтобы появилось это ХОЧУ. Это гораздо сложнее, чем давить и угрожать. Иногда голову сломаешь, прежде чем поймешь, как же достучаться до того или иного ребенка, чем его зацепить, как увлечь и вызвать интерес. Но есть универсальный рецепт. Рецепт того, как вызвать у ребенка это желание трудиться.

Все просто: любовь и уважение. Именно на них должны основываться отношения с учеником и весь учебный процесс. И тогда все остальное выстроится здоровым и эффективным образом: уважающий и любящий преподаватель будет экологично договариваться с учеником вместо того, чтобы давить; считаться с ним вместо того, чтобы унижать; стараться быть на одной волне, говорить на одном языке, смотреть его глазами, подбадривать и вдохновлять. Стараться понять, к чему у ребенка лежит душа, разучивать с ним ту музыку, которая ему нравится настолько, что он готов ради нее потрудиться. Общаться с ним как старший друг, а не как тюремщик и диктатор. И программы обучения тогда будут подстраиваться под особенности и цели ученика, а не наоборот. И пресловутое сольфеджио — прекрасный и безумно интересный предмет — будет встроен в практику музицирования и перестанет быть непонятным и бесполезным. И тогда — о чудо! — желание появится, уверяю вас. Проверено на множестве самых разных детей.

И вот тогда — и только тогда — можно и нужно заставлять. Развивать вкус, помогать видеть красоту музыки Баха и Моцарта, а не вдалбливать эту музыку через силу. Помогать не свернуть на полпути, не сдаться и прийти к своей цели. К своей цели, а не к чужой.

И пора уже снять ореол с советской «музыкалки» как единственного способа научиться музицировать — как для себя, так и профессионально. Нужен ли диплом музыкальной школы при поступлении в музыкальный колледж?

Нет, он вовсе не требуется! Да и баллов к ЕГЭ эта бумажка не добавляет. Слава Богу, есть сейчас частные музыкальные школы, где и учат на уровне, и с ребенком обращаются бережно, составляя программу обучения под его особенности и потребности.

По крайней мере, частная школа Музкурсы точно является таковой, за это я ручаюсь.

В конце концов, ни Чайковский, ни Глинка, ни Римский-Корсаков, ни знаменитые пианисты Рубинштейн и Зилоти музыкалку не заканчивали. Не говоря уже о великих музыкантах Европы, где до сих пор не знают, что такое ДМШ. И никто их об колено не ломал, и не заставлял годами играть странную музыку, потому что «надо — значит надо». Кто знает, может быть, именно поэтому они и стали великими?


Татьяна Безменова

Запись на вводный урок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Читайте также: